Юридический адрес: 385006,

г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 61.


Директор ГААНТА «Нальмэс»:

Басте Азмет Чемальевич

+7 (8772) 52-17-26

Художественный руководитель:

Хаджаев Аслан Мурадинович

+7 (8772) 52-44-52


Касса: +7 (8772) 52-09-22

Репертуар


Приветственный танец с бурками.

(Постановка - А.Кулова)

       Одним из основных элементов всенародных черкесских игрищ всегда были конные состязания. В этом танце перед зрителями встают захватывающие фрагменты джигитовки, поединков всадников, преодоления препятствий, в которых испытываются военная выучка и отвага мужчин. В конце праздника самая красивая девушка торжественно вручает победителю состязания специальный богатырский кубок, наполненный вином, а зрителям, наблюдавшим за состязаниями, преподносит круглый национальный столик, ломящийся от яств,  тем самым, приглашая  в гостеприимную солнечную Республику Адыгея.


В ритмах народного танца «Загатлят»

(Постановка - А.Кулова)   

         «Зыгъэлъат» -  старинный адыгский народный  танец, без которого не обходились народные массовые празднества и свадьбы. Хореографическая композиция "В ритмах народного танца "Зыгъэлъат"    выстроена так, что юноши устраивают состязания и демонстрируют друг другу свое мастерство.   После чего они приглашают девушек, и  у них завязывается своеобразный хореографический диалог, который по существу переходит в пляску-соревнование. Но, несмотря на темп музыки, движения девушек мягки и уверены, они полны грациозности, гордости и достоинства.


Хореографический триптих «Тыргъэтау. Старинный зафак. Молодежный танец».

(Постановка - А.Кулова)

       1. «Тыргъэтау» - девушка, переодетая в мужской костюм воина. Народная легенда гласит, что две тысячи лет назад царица Тыргатау, переодевшись в мужские доспехи, взяла в руки оружие, чтобы отомстить мужу за измену. Она собрала войско, которое направила против войска неверного мужа, и, победоносно разгромив его, отомстила ему за нанесенное оскорбление.                

    2. "Старинный зафак". Распространенный народный танец, который исполняется в костюмах, характерных для 19 века. Это танец первой встречи, зарождения чувств, ведется в лирико-поэтическом характере. При этом, в танце и костюме сохраняются  сдержанность и строгость.      

   3. "Молодежный танец".  В танцевальном диалоге этой пары раскрываются отношения соревновательного характера. Они в более свободной, веселой и подвижной форме выражают свои эмоции, которые характерны для современной танцевальной лексики. Костюмы стилизованы и  приближены  к современной эпохе.


Удж

(Постановка - А.Кулова)

         "Удж" - это древний адыгский праздничный парный танец. Этот танец олицетворяет собой новый этап взаимоотношений танцующих,  а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу,  выражают согласие в мыслях и чувствах.  Общий орнамент танца складывается из разнообразных рисунков и многочисленных переплетений прямых линий и диагоналей. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры, взаимоотношения в парах остаются непринужденными. Однако, возможность близкого общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм.


Старинный адыгский танец «Исламей»

(Постановка - А.Кулова)

     "Исламей" -  танец носит имя юноши Ислама, который, по легенде, увидев в небе кружение по кругу орла и орлицы, воспроизвел это движение. С тех пор,  симпатизирующие друг друг юноша и девушка, получили возможность поведать о своих чувствах в этом лирическом танце. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. 


Праздничный абхазский танец

(Постановка - М.Кулова)

       Абхазы - один из родственных адыгам (черкесам) народов адыгам, сохранивших до сегодняшних дней в своей материальной и духовной культуре много общего. В основу сюжета «Праздничного абхазского танца» положен элемент народного свадебного обряда. Старейшина рода перед началом большого веселья и свадебного пиршества выходит к гостям с палкой в руке, куда нанизаны печень и сердце животного, принесенного в жертву в честь праздника, и своими молитвами благословляет жениха и невесту, приглашая гостей и молодежь на свадебное торжество.


Попурри на темы адыгских мелодий

Исполняет оркестровая группа ансамбля

(Обработка - З.Иругова)

    "Попурри на темы адыгских народных мелодий". Богата и разнообразна  танцевальная музыка адыгов. Каждый танец сопровождается множеством  танцевальных мелодий с присущими им конкретными темповыми и ритмическими особенностями. Музыкальное оформление танцев в программе обогащается наличием в оркестре музыкальных инструментов, бытующих сегодня  в народе. 


Хореографическая композиция "Танцует "Нальмэс"

(Постановка - А.Кулова)

        Хореографическая композиция «Танцует Нальмэс» построена на основе адыгского народного танца «Зафак». Исполняется в строгой классической манере. Музыка и слова написаны известным адыгским композитором Умаром Тхабисимовым, который воспевает красоту ансамбля и его участников.

 


Ритмы Кавказа

          Захватывающая игра на национальном инструменте шъотIырпI (доли). В инструментальном номере звучат ритмы разных народов Кавказа. Исполнители демонстрируют свое высочайшее искусство, виртуозно жонглируя инструментом.


Ожерелье народных танцев адыгской диаспоры

(Постановка - А.Кулова)

        Сегодня во многих странах Ближнего Востока, Европы и Америки проживает многочисленная адыгская (черкесская) диаспора. Несмотря на то, что они находятся вдали от своей исторической родины, бережно сохраняют народные традиции, обычаи и культуру. Танец под названием «Ожерелье народных танцев адыгской диаспоры» представляется  как единая хореографическая композиция, которая состоит из нескольких народных танцев, возвращенных на историческую родину.


Хореографическая композиция "По мотивам народного танца "ЛъэпэчIас"

(Постановка - М.Кулова)

      «ЛъэпэчIас» - древний народный танец импровизационного характера, который исполнялся только как сольный одиночный танец.  Он отличается от других адыгских танцев высокотехничными приемами исполнения, в частности, передвижением на носках, что считается вершиной исполнительского мастерства. Этот прием и дал название танцу. Танец дает возможность наиболее выразительно и ярко проявить индивидуальные способности исполнителей.


Хореографическая композиция «Сказания о нартах»

(Постановка - А.Хаджаева)

         Героический эпос «Нарты» адыгского (черкесского) народа - сокровищница мировой культуры. Он является своеобразным автографом народа, создававшего его на протяжении многих столетий. В основу сюжета этой композиции положена легенда о похищении злобным Иныжем огня у нартов и последующем его возвращении людям благодаря отваге и храбрости Саусэрыко.                                                                                                                              

Танец с кинжалами 

(Постановка - И.Мамиека)

         Солист, исполняющий этот танец, демонстрирует высочайшее искусство владения кинжалами. Он одновременно и по отдельности виртуозными движениями вонзает кинжалы в пол. Этот танец зрители всегда воспринимают с большим восторгом.


Удж-хъурай

        «Удж хъурай» - один из древнейших хороводных танцев народа, который традиционно исполняется в завершении церемониальных действий на танцевальных площадках. Распорядитель праздника  с помощью специально изготовленного для празднеств орехового флага (дэжъые быракъ) созывает всех участников на хоровод. Хоровод ведется под песню, в которой он воспевает самую красивую девушку из числа присутствующих. Ее выбирают уважаемые люди, старейшины. Затем хороводный праздничный танец плавно переходит в массовое народное гуляние.


Рождение Исламея

 (Постановка - М.Кулова)


Зафак

(Постановка -  А. Хаджаева)

    Обычно зафак открывает вечер  танцев на любом торжестве адыгов. Это современный, наиболее распространенный и популярный танец. Исполняется он плавно, но в довольно быстром темпе. По своему содержанию его образно можно назвать "танцем приглашения".


Зекlо зыгъэлъат

(Постановка -  А. Хаджаева)

       Самый быстрый и темпераментный танец адыгов. В дословном переводе слово «зыгъэлъат» означает «подпрыгивай».  Это название приходит от бурного, стремительного танца юноши, который делает виртуозные подпрыгивающие движения. В этом танце юноша  показывает свою силу, ловкость, мастерство.


Адыгские уджи

(Постановка -  А. Хаджаева)

      У адыгов существует многообразие уджей. В этом танце собраны дошедшие до нас хореографические элементы и музыкальная палитра вариантов уджей разных субэтносов, а также зарубежной адыгской диаспоры.


Просмотров: всего - 0, в среднем за сутки - 0