Юридический адрес: 385006,

г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 61.


Директор ГААНТА «Нальмэс»:

Тхаркахо Азамат Юнусович

+7 (8772) 52-17-26

Художественный руководитель и главный балетмейстер:

Хаджаев Аслан Мурадинович

+7 (8772) 52-44-52


Касса: +7 (8772) 52-09-22

Пресса о нас


В Адыгее обсудили подготовку к празднованию 100-летия автономии региона

Глава РА встретился с вице-премьерами правительства РФ

Ансамбль «Нальмэс» примет участие в фестивале адыгской культуры в Израиле

«Налмэсым» илъагъохэр нэфынэх

«Налмэсым» илъагъохэр нэфынэх

«Нальмэс» станет «гвоздём» фестиваля адыгской культуры в Израиле

«Нальмэс» станет «гвоздём» фестиваля адыгской культуры в Израиле

Ансамбль «Нальмэс» выступит на фестивале военных оркестров в Канаде

Ансамбль «Нальмэс» выступит на фестивале военных оркестров в Канаде

Ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» представит Россию на Королевском фестивале военных оркестров

«Налмэсым» идэхагъэ тегъэгушхо

«Налмэсым» идэхагъэ тегъэгушхо

ГААНТА «Нальмэс» дал два сольных концерта в столице Адыгеи

«Налмэсэу» тилъапIэм тырегъэблагъэ

«Налмэсэу» тилъапIэм тырегъэблагъэ

Ансамбль «Нальмэс» Адыгеи посвятил концерт памяти солиста

АО "Картонтара" увеличит спонсорскую поддержку ансамбля "Нальмэс"

Ансамблю "Нальмэс" утроят спонсорскую поддержку

АО "Картонтара" увеличит спонсорскую поддержку ансамбля "Нальмэс"

Спонсорская поддержка "Нальмэса" от "Картонтары"

Танцует вечно молодой "Нальмэс"

Ансамбль «Нальмэс» Адыгеи посвятил концерт памяти солиста

Ансамбль «Нальмэс» Адыгеи посвятил концерт памяти солиста

ШIушIагъэр лъапсэм ыкупкI

ШIушIагъэр лъапсэм ыкупкI

«Нальмэс» вернулся с недельных гастролей по Республике Беларусь

«Налмэсыр» Iэгутеом щагъэкIагъэп

«Налмэсыр» Iэгутеом щагъэкIагъэп

«Налмэсыр» Белоруссием щыI. Адыгэ Республикэм и Къэралыгъо академическэ къэшъокIо ансамблэу «Налмэсыр» тыгъуасэ Белоруссием кIуагъэ. Искусствэм лъэпкъхэр зэрэзэфищэхэрэм фэгъэхьыгъэ Iофтхьабзэхэм ахэлэжьэщт.

«Налмэсыр» Белоруссием щыI. Адыгэ Республикэм и Къэралыгъо академическэ къэшъокIо ансамблэу «Налмэсыр» тыгъуасэ Белоруссием кIуагъэ. Искусствэм лъэпкъхэр зэрэзэфищэхэрэм фэгъэхьыгъэ Iофтхьабзэхэм ахэлэжьэщт.

Адыгейский танец пополнил репертуар ансамбля имени Игоря Моисеева

Адыгейский танец пополнил репертуар ансамбля имени Игоря Моисеева

Адыгейский женский танец на котурнах "Тляпотет" будет представлен на гастролях коллектива в Китае, Индонезии и Греции

«Налмэсым» гъогукIэхэр къежэх

«Налмэсыр» Китаим къыщэшъо

Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс» отправился в гастрольный тур по городам Китая

Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс» отправился в гастрольный тур по городам Китая

Щытхъузехьэу «Налмэсыр», гъогу маф!

Щытхъузехьэу «Налмэсыр», гъогу маф!

«Налмэсым» тегъэгушхо

«Налмэсым» тегъэгушхо

«Налмэсыр» якIас, къежэх.

«Налмэсыр» якIас, къежэх.

«Налмэсыр» ящыс

«Налмэсыр» ягунэс

«Налмэсыр» ягунэс

Адыгэ Республикэм и Къэралыгъо академическэ къэшъокIо ансамблэу «Налмэсым»  къалэу Керчь концерт къыщитыгъ.

«НАЛМЭСЫР» ЛЪЭПКЪХЭМ КЪАФЭШЪО

«НАЛМЭСЫР» ЛЪЭПКЪХЭМ КЪАФЭШЪО

Адыгэ Республикэм и Къэралыгъо академическэ къэшъокIо ансамблэу «Налмэсым» ихудожественнэ пащэу, Адыгеим, Пшызэ язаслуженнэ артистэу Хъоджэе Аслъан гущыIэгъу тызыфэхъум, зэфэхьысыжьэу ышIыгъэхэм, ямурадхэм тащигъэгъозагъ.

Прославленный Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» отметил свое 80-летие

Прославленный Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» отметил свое 80-летие

25 ноября в Концертном зале «Нальмэс» состоялся праздничный концерт, посвященный 80-летию создания Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс».

В Грозном выступил Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс»

В Грозном выступил Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс»

В г.Грозном на сцене Концертного зала Государственного ансамбля танца «Вайнах» в рамках юбилейного тура для зрителей Чеченской Республики выступил Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс». 

Ансамбль "Нальмэс" из Адыгеи: танец длиною в 80 лет

Ансамбль "Нальмэс" из Адыгеи: танец длиною в 80 лет

Художественный руководитель академического ансамбля народного танца Адыгеи "Нальмэс" Аслан Хаджаев в беседе с корреспондентом Sputnik рассказал об истории создания ансамбля и об искусстве кавказских танцев.

В Сочи дал концерт Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи "Нальмэс"

В Сочи дал концерт Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи "Нальмэс"

 

В СО­ЧИ ДАЛ КОН­ЦЕРТ ГО­СУ­ДАРС­ТВЕН­НЫЙ АКА­ДЕ­МИ­ЧЕС­КИЙ АН­САМБЛЬ "НАЛЬ­МЭС"  
19-10-2016

Этот год для кол­лекти­ва юби­лей­ный. Он от­ме­ча­ет 80-ле­тие. С мо­мен­та соз­да­ния и до се­год­няшне­го дня ан­самбль яв­ля­ет со­бой об­ра­зец зна­чи­тель­ной час­ти адыг­ской куль­ту­ры — на­род­но­го тан­ца. Поз­на­ко­мить­ся с твор­чес­твом "Наль­мэс" го­ро­жа­не смог­ли на­ка­ну­не в Зим­нем те­ат­ре.

Об ис­то­рии и обы­ча­ях — на язы­ке тан­ца. Имен­но так вот уже 80 лет го­су­дарс­твен­ный ака­де­ми­чес­кий ан­самбль "Наль­мэс" зна­ко­мит сво­их рос­сий­ских и за­ру­беж­ных зри­те­лей с адыг­ской куль­ту­рой.

Ди­ана Бер­зе­го­ва, со­лис­тка го­су­дарс­твен­но­го ака­де­ми­чес­ко­го ан­сам­бля на­род­но­го тан­ца Ады­геи "Наль­мэс": «Мы по­ка­зы­ва­ем эту куль­ту­ру, мы пе­ре­да­ем её со сце­ны».

Гу­шау Едыдж, со­лист го­су­дарс­твен­но­го ака­де­ми­чес­ко­го ан­сам­бля на­род­но­го тан­ца Ады­геи "Наль­мэс": «В на­род­ном тан­це пе­ре­да­ет­ся ду­ша на­ро­да. На­род­ные тан­цы прос­то так при­ду­мать не­воз­можно. Ка­кой есть ан­самбль на сце­не, та­кой и есть на­род на са­мом де­ле».

В юби­лей­ный год "Наль­мэс" под­го­то­вил для сво­его на­ро­да и зри­те­лей осо­бый по­да­рок — спе­ци­аль­ную прог­рамму. В нее вош­ли луч­шие но­ме­ра из ре­пер­ту­ара, ну и, ко­неч­но, но­вые пос­та­нов­ки.

Мад­жид Ча­чух, пред­се­да­тель об­щес­твен­ной кра­евой ор­га­ни­за­ции "Ады­гэ Ха­сэ": «Ре­пер­ту­ар ан­сам­бля пос­то­ян­но об­новля­ет­ся, но сох­ра­ня­ет­ся глав­ное — эле­мен­ты эт­но­куль­ту­ры, тра­ди­ци­он­ных тан­цы. Меж­ду тем, твор­чес­тво это­го ан­сам­бля пос­то­ян­но на­хо­дит­ся в дви­же­нии. Этим он и уни­ка­лен».

К сло­ву, го­ро­жа­не дав­но зна­ко­мы с твор­чес­твом ан­сам­бля "Наль­мэс". Так что оче­ред­ной кон­церт ле­ген­дарно­го кол­лекти­ва для со­чин­ско­го зри­те­ля — дол­гождан­ное со­бы­тие. В до­ка­за­тель­ство то­му — бур­ные ова­ции пе­ре­пол­ненно­го за­ла. К сло­ву, кон­церт в Со­чи был ор­га­ни­зо­ван в рам­ках куль­тур­но­го об­ме­на меж­ду рес­публи­кой Ады­гея и Крас­но­дар­ским кра­ем.

Муг­дин Чер­мит, пер­вый за­мес­ти­тель гла­вы г. Со­чи: «При­езд это­го зна­ме­ни­то­го кол­лекти­ва. В Со­чи — го­род ис­конно­го про­жи­ва­ния ады­гов — ко­неч­но, прин­ци­пи­аль­но ва­жен. ру­ко­водс­тво стра­ны, края уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние воп­ро­сам ук­репле­ния меж­на­ци­ональ­ной друж­бы».

По­ми­мо Зим­не­го те­ат­ра кол­лектив выс­ту­пит в цен­тре на­ци­ональ­ных куль­тур в Ла­за­рев­ском рай­оне. Пос­ле это­го кол­лектив про­дол­жит свой "кав­каз­ский тур". Он на­чал­ся в рес­публи­ке Аб­ха­зия. За­вер­шится в Ас­тра­ха­ни. Так­же в свой юби­лей­ный год ан­самбль пла­ни­ру­ет по­се­тить рес­публи­ку Крым.

Адыгский танец в постановке худрука «Нальмэса» пополнил репертуар балета Игоря Моисеева

Адыгский женский танец, исполняемый танцовщицами на котурнах — деревянной обуви на высокой подошве и с адыгскими трещотками в руках, пополнил репертуар всемирно известного Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

 

 

Что такое «адыгэ шэшэн» и чем он отличается от лезгинки (по материалам фольклора черкесов Анатолии)

Что такое «адыгэ шэшэн» и чем он отличается от лезгинки (по материалам фольклора черкесов Анатолии)

Японский исследователь Эйджи Миядзава, проживший среди черкесов Турции 2 года и посвятивший свою докторскую диссертацию политике памяти черкесов диаспоры, танцует щещен:)    

Ансамбль «Нальмэс» готовится к юбилейному туру

Ансамбль «Нальмэс» готовится к юбилейному туру

Один из концертов «Нальмэс» хочет дать в Тбилиси.

Лъэпкъхэм язэхэщакIоу, ти "Налмэс"

"Налмэсым" илIыкIохэр ригъэблэгъагъэх

Успех «Нальмэс» в Москве: чем легендарный ансамбль удивил столичного зрителя

Аслан Хаджаев: «Каждый в жизни должен заниматься своим делом»

Алмаз в короне национальной культуры Адыгеи

АСЛАН ХАДЖАЕВ:

"МЫ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПУТИ"

Секрет успеха нынешнего "Нальмэса", на мой взгляд, кроется в крепких традициях, заложенных многими поколениями артистов. Случайные люди сюда не попадают, равнодушные - долго не задерживаются. Даже совсем юные таланты, только делающие первые серьезные шаги в искусстве, сразу проникаются особым духом, царящим в ансамбле, ощущают огромную личную ответственность за его богатейшую историю и судьбу. Чего уж тогда говорить о ветеранах коллектива или представителях семейных фамильных династий, жизнь которых давно и тесно переплелась с родным "Нальмэсом"? Например, художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России, народный артист Адыгеи Мухамед Кулов отдал ансамблю более двадцати лет. Здесь же не один год танцевала его супруга, Мира, пару лет назад пришел в ансамбль и сын, Мурадин. Директор "Нальмэса" Азамат Басте начинал тут танцором, выступал на сцене два десятка лет, долгое время преподавал на хореографическом отделении Майкопского училища искусств и вот уже семь лет трудится на административной должности в руководстве ансамбля. Он тоже здесь человек свой, проверенной жизнью и временем, имеющий в активе звания заслуженного артиста России и народного артиста Республики Адыгея. Без малого двадцать лет танцует в коллективе заслуженный артист Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея Айдамир Наниз, не мыслящий своего существования без "Нальмэса". Двадцать четыре года на сцене заслуженная артистка Адыгеи Тамара Схаплок. Девятнадцать лет в коллективе заслуженный артист Адыгеи Схатбий Берзегов, исполнитель уникальных по сложности и красоте танцевальных "трюков". Таких судеб здесь десятки - Аскер Гучетль, Тамара Алибердова, Аскер Халаште, Ирина Догбай, Алла Соловьева и другие.

Своя тропа привела в "Нальмэс" и нынешнего главного балетмейстера Аслана Хаджаева. Он продолжатель славной семейной династии танцоров и хореографов Хаджаевых, работавших в ансамбле в разные годы. Здесь трудился его дед, Юсуф, в составе коллектива долгое время выступала мать, Марзиет, кстати, первая из женщин-танцовщиц в Адыгее получившая звание заслуженной артистки России, большую часть творческой жизни отдал "Нальмэсу" и отец, Мурадин. Сам Аслан, закончивший Майкопское училище искусств, начинал здесь с самых азов - четыре года был танцором, затем одиннадцать лет выступал в Кубанском казачьем хоре, окончил Краснодарский университет культуры и искусства, получив диплом балетмейстера-постановщика и чуть позже звание заслуженного артиста Кубани. Талантливый парень, проявивший себя неутомимой творческой натурой, сразу нашел применение и за пределами кавказского региона - в компании "Росгосцирк". Четыре года Хаджаев выступал джигитом-наездником в составе конного аттракциона народного артиста России Юрия Мерденова.

Закончив активную карьеру артиста, Аслан начал пробовать себя в новом профессиональном качестве - постановщика. Свои первые шоу он сделал для знаменитого токийского "Grand Circus", пользующегося популярностью во всем мире. Дебютным его творением в Японии стал эстрадно-цирковой номер с элементами хореографии на скифскую тему. Вскоре появились и другие интересные работы, поэтому в "Нальмэс" Хаджаев вернулся, уже имея определенный опыт в своем деле и новые творческие идеи.

Сразу включившись в работу, Аслан поставил для "Нальмэса" масштабную батальную хореографическую композицию "Сказание о Нартах", в которой постарался передать древних дух адыгской истории, глубину народной мифологии, а также безграничное стремление черкесов к свободе. Здесь все замешано на ярком символизме, глубинной философии, четко прослеживаются традиции адыгской хореографии и элементы старинных боевых искусств. Получилось красиво, вдохновенно, образно - новый номер уже оценили и зрители.

- Работа над постановкой "Сказания о Нартах" заняла ровно год, - рассказал Аслан. - Хотелось сделать ее запоминающейся, необычной, чтобы увиденное сразу "брало" за живое. Идея возникла сама собой. "Нарты" стали общекавказским эпосом, но миру его подарили именно адыги. В нем - наши традиции, характер, менталитет, национальный колорит, этническая самобытность, красота языка и культуры. Эскизы костюмов выполнила мастер Ольга Плетнева из Национального музея Республики Адыгея. Мелодию "Танца света и огня", с которой начинается композиция, написал Анзор Уважев из Кабардино-Балкарии. Звучат здесь и старинные нартские мелодии.

В самом скором времени поклонников "Нальмэса" ждут новые приятные сюрпризы. Мухамед Кулов завершает работу над постановкой "Исламея", который, по замыслу автора, будет массовым. Аслан Хаджаев вынашивает свои проекты - одним словом, творческий процесс идет полным ходом.

- В "Нальмэсе" мне сегодня работается очень комфортно и свободно, - признается Аслан. - Здесь любая творческая мысль сразу воплощается в жизнь. Руководство ансамбля готово к переменам, с интересом воспринимают новшества и артисты, так что мы будем регулярно обновлять свою концертную программу. "Нальмэс" еще не раз сможет удивить и порадовать зрителей. Мы только в самом начале пути.

У Хаджаева и его единомышленников обязательно все получится. Они находятся в постоянном творческом поиске, не боятся критики и злословия скептиков. Дорогу, как известно, обретает только идущий. В любом случае, начало успешно положено - будет и продолжение. Обязательно.


 

ЛЮДИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

"Нальмэс", представляющий собой довольно крупное предприятие, живет по особому внутреннему распорядку и давно заведенным здесь правилам - все четко регламентировано, подчиненно строгой дисциплине, каждый занимается своим делом. Концерты, гастроли, съемки на телевидении, интервью - это лишь внешняя, видимая всем, часть повседневной деятельности коллектива, остальное, как правило, скрыто от посторонних глаз. Внутренняя "кухня" ансамбля, остающаяся за кулисами, всегда представляет для зрителей особый интерес, заглянуть сюда мечтает любой журналист. Корреспонденту "Шапсугии" в этом плане откровенно повезло: недавняя поездка "Нальмэса" по республикам Северного Кавказа позволила увидеть все воочию, дала возможность познакомиться и пообщаться не только с артистами ансамбля, которые в силу своей профессии постоянно на виду, но и с теми людьми, чей труд, как правило, всегда остается в "тени". О них пишут крайне редко, цветы они получают, в лучшем случае, по большим праздникам, впрочем, это нисколько не умаляет их заслуг, не делает их работу менее значимой - тут их любят, уважают, каждый танцор без них, как без рук...или без ног.


 

ВЕЗДЕСУЩАЯ НАЗИРЕТ

В "Нальмэсе", напоминающем собой большой человеческий организм, есть свой мозговой центр. Художественный руководитель Мухамед Кулов и главный балетмейстер Аслан Хаджаев занимаются творческим процессом. Кадровый состав, концертный репертуар, обеспечение физической и психологической "боеготовности" коллектива, реализация новых идей и проектов - сугубо их "вотчина". Директор коллектива Азамат Басте - руки и ноги ансамбля. В круг его функций входят организация гастролей, концертов, ведение переговоров, заключение договоров, решение разного рода технических, юридических и бухгалтерских вопросов. Главный администратор Назирет Панеш, работающая здесь уже почти десять лет, учитывая специфику ее профессии, является своего рода пламенным мотором "Нальмэса": ей приходится заниматься буквально всем, поэтому, как шутят сами артисты, Назирет дремать некогда - утром она встает раньше всех, ложится спать последней.

- Как бы ты ни старался все предусмотреть, во время многодневных гастрольных поездок непременно возникают какие-то сложности и непредвиденные ситуации, - рассказывает Назирет. - Поэтому помимо привычных, повседневных дел, связанных с обеспечением нормальной жизнедеятельности ансамбля, нужно уделять пристальное внимание оперативному решению неожиданно возникающих проблем.

 

Она держит в поле своего зрения самые мельчайшие детали: от своевременного выхода артистов на репетицию и их расселения в гостинице, до загрузки и разгрузки реквизита, досконально знает характер, вкусы и предпочтения каждого, кто, так или иначе, связан с "Нальмэсом". В нынешних успехах и достижениях коллектива, несомненно, есть и ее весомая доля.

- Признаться честно, в ансамбле я оказалась случайно, прежде никакого отношения к культуре не имела, - говорит Назирет Панеш. - Решила: попробую себя в новом деле, если понравится - останусь. "Нальмэс" сразу стал важной частью моей жизни, меня все здесь устраивает. Работать трудно, но очень интересно, так что в своем выборе я нисколько не ошиблась!

 


В ИХ ДЕЛЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ

В обычный иногородний вояж ансамбля отправляются в общей сложности шестьдесят человек. У каждого, естественно, своя сценическая одежда и реквизит, счет тут идет на сотни килограммов, поэтому в дорогу с коллективом обязательно отправляются сотрудники костюмерного цеха "Нальмэса" - Ирина Николаенко, Альбина Тхагапсо и Женя Тлехурай.

Во время концерта они трудятся не меньше артистов. Ответственность на их женских плечах лежит колоссальная, требующая полнейшей самоотдачи, максимального напряжения физических сил, а подчас и филигранного мастерства. Чтобы приготовить все это хозяйство к работе отводится ограниченное время - нужно успеть разгрузить, погладить, вывесить, разложить в строго определенном порядке. В паузах между танцевальными номерами, тут на все отводится менее пяти минут, они умудряются еще помочь артистам сменить костюмы и одеться.

- Конечно, наша работа требует определенных навыков и опыта, - говорит заведующая костюмерным цехом "Нальмэса" Ирина Николаенко. - В каждом концерте артисты используют по нескольку костюмов, они именные, наша задача - обеспечить их сохранность, содержать в надлежащем порядке. Приходится все делать быстро, чтобы не допустить задержек или срывов - артист должен за отведенное на это время подготовиться к выходу на сцену, а облачиться в адыгский костюм далеко не просто, он имеет немало аксессуаров и дополнительных деталей, которые должны быть на своем месте. Данный процесс, конечно, давно налажен, каждый занимается своим делом, поэтому каких-то особых сложностей у нас, как правило, не возникает.

Хватает работы у костюмеров и вне гастролей. Они занимаются тщательной профилактикой состояния сценической одежды, производят срочный ремонт обуви и костюмов, шьют новые. В их важном деле мелочей действительно не бывает.


НЕГРОЗНЫЙ ГРОЗНЫЙ

Путь на Грозный оказался значительно короче ожидаемого. От Нальчика до столицы Чечни всего каких-то двести километров, напрямую ехать часа три. Дороги ровные, хорошего качества, стояла великолепная весенняя погода, одним словом, путешествие обещало быть увлекательным.

Выбираем самый короткий маршрут, но в любом случае дорога лежит через две соседние республики - Северную Осетию и Ингушетию, не объедешь. Первый пост на выезде из Кабардино-Балкарии преодолеваем достаточно быстро - за двадцать минут. Поток машин здесь растягивается на сотни метров, пограничный шлагбаум медленно открывается и закрывается перед каждым очередным автомобилем. Всем приходится проходить стандартную, крайне нудную и, по большому счету, унизительную для граждан страны, живущих в своем же государстве, процедуру регистрации, проверки документов и багажа. Для "Нальмэса" милиционеры делают некоторые послабления, ждать долго не пришлось - формальности благополучно улажены, дорога открыта, счастливого пути!

 

Едем быстро, без остановок - время дорого. За окном проносятся маленькие села и аулы с крепкими домами, минаретами мечетей, ухоженными родовыми кладбищами и засеянными пшеницей полями. Люди работают в огородах, дети играют в футбол, старики неспешно беседуют на лавке. Проезжаем Беслан. На границе Северной Осетии и Ингушетии новый блокпост. Тут все серьезно: БТРы с бойцами в масках, длинные колонны военной техники и гражданских легковых автомобилей. Опять проверка паспортов, регистрация, вызывающие тошноту безразличные вопросы - кто такие, куда едем, зачем?

Тут потратили еще почти час. Местные "пограничники", как видно, никуда не торопятся - у них свой менталитет, приходится терпеливо ждать разрешения на проезд. Дело порядком затягивается. Аэропорт Бен-Гуриона, знаменитый самой длительной и дотошной процедурой досмотра приезжающих в Израиль туристов - здесь тщательно "потрошат" всех и вся - на фоне ингушских милиционеров просто "отдыхает". Время стремительно "тает", а основная часть нашего пути только впереди. На границе Чечни нас будут встречать, но туда еще нужно добраться. Получив "добро", двигаемся дальше - Назрань, Газиюрт, Карабулак, позади остаются аулы, фруктовые сады, виноградники, поля, развалины средневековых сторожевых башен.

На чеченской границе - та же картина. Высланный министром культуры республики Дикалу Музакаевым экипаж ДПС сильно запаздывал - горцы, как известно, презирают время и прочие условности. Суровые бойцы в шлемах и с автоматами в руках, поначалу с подозрением осматривавшие наши автобусы, узнав, что едет знаменитый "Нальмэс", начинают радушно расспрашивать о житье-бытье, улыбаются, крепко жмут руки, о чем-то долго и эмоционально говорят с директором ансамбля Азаматом Басте. Позже выяснилось, что чеченцы поставили "ультиматум": или специально для нас объявите танец на предстоящем концерте в Грозном, или обратно не выпустим - будете танцевать прямо здесь, на посту! Мухамед Кулов с улыбкой вспоминает похожую историю, когда в середине 80-х после концерта "Нальмэса" в Тбилиси, ему и товарищам по ансамблю пришлось полчаса исполнять "Картули" на милицейском посту.

...Ехать в кортеже за машиной ДПС - просто сказка! Приличная скорость, никто не останавливает - огромная экономия времени и нервов. Даже прежде не бывая в Чечне, все названия местных городов, станиц и селений, встречающихся на пути, мне хорошо знакомы: Ассиновская, Самашки, Алхан-Юрт, Ачхой-Мартан, Шаами-Юрт, Урус-Мартан, Алхан-Кала... Конечно, сегодня тут все иначе, чем лет десять-пятнадцать назад. От жутких следов войны практически не остались и следа: республика бурно развивается, отстраивается, активно восстанавливается экономика, промышленность, сельское хозяйство, разительно изменилось и настроение людей. Каждый проезжающий туристический автобус тут встречают радостными улыбками: если люди без боязни едут в Чечню, значит, жизнь действительно налаживается.

Грозный теперь совсем негрозный. Большой город, в середине 90-х фактически уничтоженный до основания, теперь встречает гостей современными жилыми кварталами, новыми школами, больницами, детскими садами, благоустроенными парками и скверами - одна улица не похожа на другую. Строят тут, как видно, основательно, рачительно, качественно. Все продуманно, красиво, комфортно, с прицелом на будущее. На печально знаменитой площади Минутка, о которой знает весь мир, сейчас расположено автомобильное транспортное кольцо, тут же полным ходом идет строительство офисных зданий и торговых комплексов.

Главная улица Грозного теперь носит имя Владимира Путина - это административный, деловой и культурный центр столицы республики, по красоте и масштабам ничем не уступающий, скажем, проспекту Мира в Москве или Невскому проспекту в Санкт-Петербурге. Пока артисты "Нальмэса" готовятся к концерту, беру такси, еду осмотреть местные достопримечательности.

- Еще недавно мы даже мечтать не могли о том, что город будет восстановлен такими быстрыми темпами, - говорит таксист по имени Ваха. - После войны здесь собаки голодные стаями бегали, бывали случаи, когда обезумевшие животные на людей нападали. Спасибо Рамзану и Москве - у нас за последние несколько лет настоящее чудо свершилось. Сейчас тут стало красиво, а будет еще лучше!

С гостей республики, приезжающих сюда впервые, Ваха принципиально берет вдвое меньше, чем обычно - этого его принципиальнейшее правило. Словоохотливый и общительный парень долго рассказывает о разительных переменах - о том, как тут было вчера, что делается сегодня и еще предстоит сделать завтра, искренне радуется жизни, уверен в будущем своих детей.

 


В "СЕРДЦЕ ЧЕЧНИ"

Чтобы увидеть это чудо, нужно специально побывать в Грозном. Мечеть имени Ахмада Кадырова, поражающая воображение своими размерами и великолепием, в республике называют не иначе как "Сердце Чечни". Внушительное культовое сооружение, заложенное еще в 80-х, продолжили строить только двенадцать лет назад, когда Кадыров-старший был муфтием Чечни. Завершать начатое отцом пришлось уже Рамзану Кадырову, что, как считают здесь, глубоко символично. На мечети, видно, не экономили. За два года тут сумели создать совершенное уникальное творение мусульманского зодчества - такого храма, как уверяют жители Грозного, нет нигде в мире. Он же считается и самым большим в Европе. Если знаменитая казанская мечеть "Кул Шариф", являвшаяся самой крупной в России, может одновременно вместить три тысячи человек, а древние стамбульские исламские святыни Ахмедийе и Сулейманийе, пользовавшиеся славой крупнейших в Европе, - более пяти тысяч верующих, мечеть в Грозном рассчитана на десять тысяч посетителей.

- Сооружение строили турецкие специалисты, - говорит фотограф Ибрагим. - Внешне она чем-то напоминает знаменитую мечеть Сулейманийе в Стамбуле, в остальном же просто неповторима. Не поверишь, но высота ее минаретов достигает шестидесяти двух метров! Расписывали храм лучшие турецкие мастера, которые постарались придать его внутреннему и внешнему облику особый колорит - посмотри, как красиво!

Как рассказывают здесь, в работе художников и оформителей применялись особые краски, а благодаря новым добавкам цветовая гамма росписей в мечети будет сохранена минимум на полвека. Стены сооружения отделаны редким природным камнем - травертином. При проектировании специалисты постарались учесть и такой немаловажный аспект, как повышенная сейсмостойкость здания.

Мечеть Кадырова, открывшаяся в октябре прошлого года, является центром большого Исламского комплекса, расположенного на площади в четырнадцать гектаров. Кроме нового храма здесь также находятся центральный офис Духовного управления мусульман республики, исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева, мусульманская библиотека, общежитие для студентов и гостиница. Вся территория вокруг мечети благоустроена и озеленена, представляет собой современную парковую зону с фонтанами, цветочными клумбами и многолетними насаждениями.

 


МНОГОВЕКОВАЯ ГОРСКАЯ ДРУЖБА

В тот вечер на сцене Государственного театрально-концертного зала города Грозного выступили два творческих коллектива - компанию "Нальмэсу" составил госансамбль танца Чечни "Вайнах". Зрители увидели настоящий феерический "Концерт Дружбы" - коллективы, естественно, показали только все лучшее.

- Я часто с удовольствием пересматриваю видеозаписи с концертами "Нальмэса" - таким ансамблем можно только гордиться, просто глаз не могу отвести! - признался один из зрителей по имени Асхаб Межидов. - Я давно слежу за этим коллективом, хорошо знаю его репертуар. Да и вообще с Адыгеей меня связывает очень многое.

Асхаб вырос в творческой семье. В детском ансамбле "Даймохк" многие годы работал его отец, Сахиб. Более десяти лет танцевал в этом коллективе и сам Асхаб. В последние годы он сотрудничает с молодежным ансамблем "Ловзар", играет на доуле в оркестре. Объездил всю республику, не раз выезжал в разные регионы страны.

- Десять лет назад вместе с юными артистами "Даймохка" я побывал в Адыгее, - рассказал Асхаб. - Время в Чечне тогда было неспокойное, поэтому коллектив отправили в Майкоп. Несколько месяцев мы прожили на турбазе Лаго-Наки. Дети учились, отдыхали, занимались творчеством. Я часто посещал репетиции и выступления "Нальмэса", многому научился, так что на концерт пришел с особым настроением, как к своим братьям и друзьям.

Большой группой в зале была представлена хореографическая студия при Государственном ансамбле "Вайнах", ребята горячо поддерживали гостей, остались под большим впечатлением от увиденного на сцене.

- Я привела наших воспитанников на выступление "Нальмэса", чтобы они воочию увидели настоящий профессиональный коллектив, - рассказала руководитель студии, народная артистка Чечено-Ингушской АССР Асет Асхабова. - Я сорок лет в искусстве, многое повидала, но ваш коллектив, считаю, просто вне конкуренции. Думаю, наши мальчишки и девчонки запомнят этот концерт надолго.

Лично встречавший гостей из Майкопа министр культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаев весь концерт сидел в зрительском зале, поэтому, выйдя поблагодарить артистов на сцену, не мог скрыть своих эмоций.

- Нас, адыгов и чеченцев, связывает многовековая дружба и крепкие братские узы, которые мы трепетно передаем из поколения в поколение, - отметил он. - Большой вклад в укрепление добрых человеческих отношений и развитие культурных связей между нашими народами и республиками вносят работники искусства, много делают для этого и артисты двух прославленных коллективов "Нальмэс" и "Вайнах". Пусть так и будет! Мы сообща должны ценить главное, что даровано нам Аллахом - мир, дружбу, братство.

Потом было много цветов, дружеских объятий, поздравлений, фото на память. "Нальмэс" уезжал из Грозного в прекрасном настроении - концерт удался, публика осталась довольной, хозяева в полной мере продемонстрировали свое природное радушие и гостеприимство, а что еще нужно творческой душе артиста?

 


 

 


Просмотров: всего - 0, в среднем за сутки - 0